Если вы надеялись, что цены на горючее вот-вот пойдут вниз — есть плохие новости.

На горизонте существенного удешевления пока не видно, и дело не только в мировых ценах на нефть, но и в ряде внутренних и внешних факторов, вместе создающих очень хрупкий баланс.

Авто
Авто

Об этом рассказал эксперт в сфере горючего Сергей Куюн, директор консалтинговой группы "А-95" во время брифинга в Медиацентре Украины, передает Укринформ.

Курс валют - главный триггер

Почему украинское горючее так чувствительно реагирует на курс доллара или евро? Все просто – мы не производим собственных нефтепродуктов в достаточном количестве, поэтому почти 100% бензина, дизеля и газа – импортные. Следовательно, стоимость каждого литра формируется в иностранной валюте.

"Около 80% в структуре цены - это валютная составляющая", - объясняет Куюн.

То есть даже незначительное ослабление гривны автоматически "подливает бензин" в рост стоимости на АЗС.

Мировые рынки – еще одна головоломка

К этой нестабильной внутренней картине прибавляется еще один фактор — мировой рынок нефти. Он в последнее время ведет себя непредсказуемо: боевые действия на Ближнем Востоке, конфликты в Красном море, решение стран ОПЕК — все это толкает цены то вверх, то вниз.

По словам эксперта, даже когда баррель нефти опускался до $65, это не всегда влекло ожидаемое удешевление горючего в Украине. Почему? Потому что ситуация на рынке как весенняя погода: сегодня солнце, завтра буря.

АЗС
АЗС

Прогнозы – как игра в рулетку

Из-за этой постоянной волатильности (т.е. колебания) эксперты не берутся давать долгосрочные прогнозы. Максимум – несколько недель вперед.

"В короткой перспективе снижения цен я не вижу. Но и существенный рост не прогнозирую. Сейчас на рынке царит очень хрупкий баланс" , — говорит Куюн.

АЗС - на грани рентабельности

Интересный нюанс: сейчас автозаправочные станции работают практически "в ноль". Их наценка — самая низкая за последние полтора года. Это свидетельствует о том, что в случае новых скачков валютного курса или цены на нефть операторы рынка будут вынуждены повышать цены, чтобы выжить.

Потребление топлива падает, но дефицита нет

Еще один парадокс – в Украине профицит горючего. То есть его больше, чем нужно. И все потому, что с начала полномасштабного вторжения потребление светлых нефтепродуктов снизилось на 15%, а сжиженного газа – на 45%.

Выбор автомобиля, фото: youtube.com
Выбор автомобиля, фото: youtube.com

Однако эти излишки не означают, что топливо подешевеет — ключевую роль все равно играют внешние факторы.

Читайте также:

Свет дорожает: когда платежки "ударят" по карману и почему 6 гривен за киловатт-час – это не конец.

Штрафы возвращаются: что ждет украинских предпринимателей с 1 августа.